Экономика социалистической Югославии
Интересный факт: "В 1939 году на долю иностранных монополий приходилось 39% всех капиталовложений в хозяйство Югославии, а в некоторых отраслях до 80-100%. Больше всего инвестиций было со стороны
Англии, Франции, Чехословакии, Швейцарии и США. В 1938-39 годах в руки германских капиталистов перешли австрийские и чешские активы, после чего германский капитал занял первое место." [Раковский]
Выкачивая из страны сырье и продовольствие, эксплуатируя ее трудящихся, иностранные монополии получали колоссальные прибыли. Захватив решающие позиции в хозяйстве Югославии,
они всячески тормозили развитие машиностроения, металлургии, химии и других важнейших отрасях промышленности, стремясь превратить страну в рынок сбыта своей промышленной продукции. [Раковский, 1958 год]
Заводы Югославии
После войны в социалистической Югославии были построены заводы: тяжелого машиностроения в Белграде и Любляне, электромашин, станков и различного оборудования в Загребе,
автомобильный завод в Мариборе, радиоприемников в Белграде и многие другие. Всего за период 1946-55 гг было сдано 300 новых промышленных предприятий. Следует отметить, что
до войны Югославия по сути была отсталой сельскохозяйственной страной (кое-где даже были феодальные пережитки - Далмация, Македония, Босния и Герцеговина).
Молодежными бригадами построены важнейшие железные дороги Югославии: Бчко - Барановичи (89 км) и Шамац - Сараево (242 км) // были связанны пути из Славонии (восточная часть Ховатии) и горные районы Боснии
Импорт Югославии - половина экспортных товаров шла в страны соцлагеря: уголь и кокс, стальные трубы, вагоны и паровозы, чугун, нефтепродукты и машины, удобрения (80%)
В течение 1946 - 55 гг в Югославии был взят курс на индустриализацию. В эти годы было построено и сдано в эксплуатацию свыше 300 новых предприятий, в т.ч. ~50 новых электростанций,
8 заводов черной и цветной металлургии, 2 коксохимических и др.
- Завод тяжелого машиностроения в Белграде
- Завод тяжелого машиностроения в Любляне
- Завод электромашин, станков в Загребе
- Автомобильный завод в Мариборе
- Завод радиоприемников (Белград)
-
|